БЕЗУМНЫЕ 20-е
— Конечно, я знаю, кто вы!
Вы мошенник, контрабандист, убийца и сутенер!
— Нет, вы перепутали меня с братом.
© Boardwalk Empire
«Сумасшедшие двадцатые», «ревущие двадцатые»… сколько же названий у этого золотого времени! Хорошенькие дамочки с короткими стрижками танцевали ночи напролет под незабвенный джазовый саксофон, и каждая хотела быть похожей на Фанни Брайс.
Это было время, когда люди жили сегодняшним днем, позади была Первая мировая война, а впереди — Великая американская депрессия. Но это было впереди, и об этом не знали: они были молоды, они были свободны, они были живы, пока саксофон рождает звуки в ночи…
Послевоенный период был прекрасен — это было время надежд на новое будущее.
Двадцатые годы ушедшего века стали переломным моментом в истории как Европы, так и мира в целом. Первая мировая война закончилась, научив женщин жить самостоятельно, т. к. мужчин повсеместно не хватало. И это отразилось во всем: от прощания с корсетами и пышными юбками до коротких волос, проявления бунтарского духа и уподобления мужчинам.
Модные 20-е: флэпперы, жемчуг, бахрома и джаз
Это было время так называемых флэппер-гёрлз (от англ. flapper — хлопушка, мухобойка, тот, кто хлопает) — девушек, похожих на мальчиков, но всё же таких соблазнительных!
Практически обязательная для того времени длинная жемчужная нитка (длина достигала двух метров) должна была лежать на груди абсолютно плоско, любой намек на грудь считался предосудительным. Те, кто не обладал требуемыми данными, перебинтовывали грудь как можно туже, чтобы она не угадывалась под одеждой. Выдающаяся грудь делала обладательницу более женственной в глазах окружающих, а для того времени это означало быть слабее мужчин, зависеть от них и их помощи. Этого флэппер-гёрлз принять не могли.
Макияж того времени компенсировал недостаток женственности (темные тени, черная подводка, темно-красная помада любую женщину превратят в роковую красотку). Ведь всё же женщине, даже сильной и независимой, хочется быть красивой и привлекать внимание — мы натуры разносторонние! Появились цветные лаки для ногтей (в основном красных, бордовых, винных оттенков), эффектно смотревшиеся с сигареткой в длинном мундштуке. Ведь теперь женщинам можно и нужно курить: сигарета — это сексуально и смело. Открытые ноги, обнаженная спина и руки — вот атрибуты модницы из двадцатых. Дамы коротко постриглись, стали водить автомобиль, курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательного прежде спутника — мужчины; носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок. Прической десятилетия считалась стрижка «паж». Женщины позволили себе всё, что когда-то было можно мужчинам, т. к. военное время показало им: они и без них прекрасно справляются и нигде не слабее.
Юбки стремительно поднимались и к 1925 г. были самыми короткими — выше колена (еще короче позволили себе только семидесятые). Именно этот образ у нас ассоциируется с двадцатыми годами по фильмам, в том числе с Фанни Брайс в главной роли. Подвязки, видные из-под подола юбки, были не вульгарностью, а последним писком моды.
А главное, девушки двадцатых очень любили и хотели танцевать. Это отразилось и на моде. И неудивительно: когда столько танцуешь, вся жизнь превращается в танец, а гардероб — в танцевальные платья. Короткие блестящие платья, бахрома по подолу, асимметричные «хвосты», жемчуг и бисер, огромные страусиные перья, декольте на спине до самой талии — всё это помогало попасть в ритм «черной музыки». Впервые в истории модницы получили возможность подбирать модели туфель к тому или иному платью. Возможно, тогда и появилась неутолимая страсть каждой женщины купить себе еще одну пару туфелек, а потом еще, и еще. Появились модные и удобные резиновые ботики. Они не были самостоятельной обувью, а, как и галоши, надевались на хорошую обувь, чтобы защитить ее от воды и грязи. А еще они были поистине уникальными: широкий каблук у них был не сплошной, а с углублением по центру. Нарядная туфелька входила туда каблучком! Лужи и грязь не мешали добраться до вечеринок и сохранить туфельки в первозданном виде.
И под какую же музыку танцевали флэппер-гёрлз? Конечно же, это был джаз! Это была эра джаза!
Само слово «джаз», по некоторым данным, появилось как сленговый термин западного побережья и в отношении музыки впервые использовалось в Чикаго примерно в 1915 г. Не исключено, что слово это появилось как раз в среде флэпперов. Чуждый формальностям, бескомпромиссный и страстный, джаз нравился многим молодым девушкам и парням, которые надеялись таким образом отключиться от монотонной рутины Америки. В 20–30-е гг. Чикаго и Нью-Йорк стали рассадниками джаза. Связано это с именами великих Луи Армстронга, Эдди Кондона, Джимми МакПартланда, Арта Ходеса и многими другими. Джаз был больше чем музыкальный стиль, джаз сам по себе был стилем — стилем жизни, мышления и отношения к жизни.
У флэпперов был и собственный сленг, как, впрочем, у любого поколения в любой исторический период. Но сленг двадцатых был довольно своеобразен… Например, “snuggle pup” (дословно «плюшевый щенок») — это любители петтинг-вечеринок, а “bareney-mugging” («невинные шалости», «поцелуйчики») обозначало непосредственно секс, «я должна отлучиться на минутку» обычно означало «пойти и купить виски». Их сленг был связан во многом с сексом и выпивкой, ведь и того и другого в их жизни было предостаточно.
Какая-то часть слов и выражений исчезла, какая-то — дожила до современности, третья — изменила свой смысл, но некоторые словечки стали символом эры cухого закона. Например, “speakeasy” («забегаловка») — место, нелегально торгующее спиртными напитками, или “hooch” — ликер.
Лихие 20-е: сухой закон, бутлегеры, водка в чайной чашке и Аль Капоне
В 1924–1936 гг. ни одна страна не могла похвастаться таким разгулом криминального элемента, как США. Сторонние наблюдатели объясняли подобный мафиозный бум несколькими причинами, которые казались весьма очевидными. Первой из таких причин посчитали излишний либерализм США. Второй причиной называли сухой закон, принятый 16 января 1920 г.
Мнение, что сухой закон явился причиной разгула преступности, объяснялось тем, что заставить огромную страну разом прекратить потреблять спиртное — это заведомый, так сказать, абсурд, который ни к чему хорошему не приведет. Подобный запрет только создаст условия для расцвета подпольной торговли выпивкой, которую неизбежно возьмут в свои руки люди, склонные нарушать закон. Действительно, заставить принудительно не пить целую страну — слишком смело даже для Америки. И тот, кто хочет пить, — всё равно найдет способ найти выпивку, а тот, кто активнее и хитрее, непременно захочет сделать деньги на доставке и продаже нелегальной выпивки тому, кто хочет выпить.
Мир до сих пор помнит имена самых знаменитых американских гангстеров вроде Аль Капоне, Фрэнка Костелло, Лаки Лучано, Джона Диллинжера и других. В 1926 г., например, было зарегистрировано более 12 000 убийств, большая часть которых остались нераскрытыми. Многие банды продавали алкоголь нелегально с огромной прибылью и использовали грубое насилие для установления влияния и защиты своих интересов. Аль Капоне был в тот период одним из влиятельнейших гангстеров. Рожденный в Вильямсбурге, Бруклин, в 1899 г. родителями-иммигрантами, Капоне был завербован в Five Points Gang в начале 1920-х. Его друг детства Лаки Лучано также первоначально был членом Five Points Gang. Аль Капоне хотел подчинить своему контролю большую часть незаконной активности, такой как азартные игры, проституция и бутлегерство в Чикаго в начале XX столетия.
Бутлегер (от англ. bootleg — голенище) — подпольный торговец спиртным. Бутылки со спиртным прятали в голенища сапог, отсюда и происхождение слова. А в обиход вошли еще несколько новых понятий: “moonshiner” — подпольный самогонщик и “speakeasy”, о котором уже говорилось выше, — нелегальный притон, где заказывали чай и в чайной чашке получали горячительный напиток.
Бутлегеры организовывали нелегальную доставку и сбыт алкогольной продукции, одни рэкетиры под предлогом защиты от других рэкетиров собирали дань с легальных и нелегальных учреждений, таких как притоны, бордели, рестораны, лавки, магазинчики, прачечные. Мафиози постоянно воевали между собой, практически на глазах у всех устраивая кровавые разборки с автоматами и бомбами. А пышные похороны тех же самых мафиози стали постоянным «украшением» городских улиц.
На данный момент двадцатые годы получили свое место в истории. Они принесли пользу многим областям жизни: и криминалистике, и моде, и самоосознанию женщин, и рекламному бизнесу, и киноиндустрии, и многому другому. На телеэкранах мелькают сериалы о том времени (цитата одного из них в эпиграфе статьи), фильмы про крестного отца. На улицах уже не стреляют, а женщины не курят через мундштук, прикрывая плоскую грудь боа из страусиных перьев.
У двадцатых годов были свои плюсы и минусы, но никто не осмелится спорить, что в них была заключена особенная страсть и жажда жить на полную катушку!
Текст: Елизавета `ЕНДРО