О свободной и бесстрашной актрисе, певице, диве, обладательнице исключительного актерского таланта — Марлен Дитрих. Спектакль поражает с первой сцены: первое, что видит зритель, — стоящая на коленях Марлен Дитрих. Савва Савельев решает начать спектакль с демонстрации легендарной фотографии, сделанной в московском Центральном Доме Литератора в 1964 году, на которой актриса стоит на коленях перед советским писателем Константином Паустовским. Так, с самого начала спектакля режиссер объединяет две исключительно параллельные реальности: судьбу актрисы мирового уровня и тихую советскую жизнь — жизнь героини “Телеграммы” Паустовского Катерины Петровны. В реальной жизни эти реальности объединялись лишь однажды, и именно с этого момента режиссер начинает свой рассказ. В художественном же пространстве Саввы Савельевы эти реальности — блестящая жизнь мировой знаменитости и одинокая старость русской женщины — неразделимы.
Казалось бы, невыполнимая актерская задача — оксюморон театральных архетипов. Но актеры “Я Марлен” блестяще справляются с вызовом Савельева. Екатерина Варнава, Семен Штейнберг и Мария Курденевич, очевидно, проделали огромную работу: выверено каждое движение, жест, шаг. Особенно впечатлило самое начало — ослепительный свет софитов направлен на Марию Курденевич, заправляющую постель, в то время как Екатерина Варнава то попадает, то удаляется из островка света, рассматривая и комментируя убранство гостиничного номера. Марлен не всегда видно — но ее строгий низкий голос (отдельно хочется отметить хорошую аппаратуру) заполняет всё пространство театра.
История об одиночестве — и в том числе о том, что любимица мировой публики Марлен Дитрих и умирающая в селе Катерина Петровна, две парадоксальным образом связанные и настолько далекие друг и друга женщины, на самом деле, одинаково несчастны и одиноки. Помимо абсолютно удачной актерской игры впечатляет и степень работы актеров и режиссера с архивами — чувствуется глубокое знание сюжета, но тем не менее отсутствует пресловутая пародийность. Екатерина Варнава, по моим ощущениям, не стремилась скопировать всё марленовское — она отлично справилась с задачей надстроить над хорошо проработанным образом Дитрих свое прочтение образа героини.
Этот спектакль — однозначная рекомендация к просмотру, и огромная удача, что его много показывают за пределами России.