ТЕКСТ: Оксана Токарева
«Я открываю глаза и вижу настоящее, свою сегодняшнюю жизнь. И понимаю, что на самом деле меня здесь нет. Мысли и чувства еще там, в прошлом… Мое состояние зависит от него так же сильно, как будто это все еще происходит. Мое прошлое происходит во мне, и оно – мое настоящее…»
Как же это бывает невероятно трудно – нести свое прошлое. Ты не можешь его бросить, отказаться и забыть, потому что оно — часть жизни. И без него нет ни настоящего, ни будущего. Оно там, внутри: камнем вины на сердце, комом обиды в горле и заевшей пластинкой в мыслях. И как от него избавиться, освободиться – ты не знаешь…
Вина
Нет суда более безжалостного и страшного, чем суд над собой. Прокурор внутри неподкупен и бескомпромиссен. И его не обманешь! Он точно знает, что ты виноват и заслуживаешь наказания. Потому что он – это ты.
Мучительное чувство вины за содеянное – акт мести самому себе. Осуждая себя, причиняя боль и страдания, человек как будто символически искупает свой «грех». Тот, которым нарушил собственную заповедь.
Если в системе ценностей записано, что предательство – это грех, а ты предал, автоматически начинается самосуд. Он нужен для того, чтобы сохранить Порядок: собственную иерархию ценностей, моральные принципы, правила, стереотипы – все, чем мы руководствуется в своих поступках и взглядах.
И ради сохранения этого порядка, на котором держится вся картина мира, человек готов пойти даже на самоуничтожение…
Обида
Чувство обиды – это следствие все того же внутреннего суда. Только здесь вы уже не обвиняемый, а потерпевший. Ущерб причинен вам, и виновный в этом должен быть наказан.
Глубокая обида может быть не менее мучительна, чем чувство вины. Ведь и в этом случае ваш драгоценный Порядок оказывается под угрозой: некто совершает преступление, нарушает правила. Вы в них верите, живете согласно им и на них строите ожидания от других. И чтобы сохранить их силу, жаждете «торжества закона»: наказания виновного, его раскаяния и возврата к Порядку.
И при этом обиженный человек тоже направляет агрессию на себя. Ведь страдает от этого суда не столько реальный виновник, сколько «потерпевший» внутри. И пока он страдает, прошлое остается настоящим…
«Отпусти прошлое»
Если вы чувствуете себя виноватым или обиженным, такие банальные фразы могут только разозлить. Легко сказать «отпусти»! А как это сделать, когда ты сам являешься его пленником?..
Есть только два способа «закрыть дело» и прекратить Страшный Суд. Первый – привести приговор в исполнение. Обвиняемый должен отстрадать до полного удовлетворения прокурора.
Если ваш внутренний закон допускает смертную казнь, а прокурор «справедлив до кровожадности», то чувство вины может стать вашей Голгофой. А чувство обиды может перерасти в ненасытную жажду мести. И здесь нет другого выхода: либо вы съедите обидой себя, либо направите агрессию на виновника и съедите местью его.
Второй способ – это глобальная внутренняя работа. Она зиждется на трех «П», на трех процессах, меняющих сознание и позволяющих прошлому стать опытом: понять – принять – простить. Именно в таком порядке.
Нельзя простить то, что ты не принимаешь. И принять то, что не понимаешь. То, что не вписывается в наши представления, мы склонны осуждать. Потому что этому нет места в нашем сознании, и мы не хотим, чтоб оно имело место вовне.
Прокурор не хочет понимать. И пока внутри вас происходит процесс суда, вы будете обвинителем или обвиняемым. То есть продолжать нести груз прошлого: чувство обиды или вины.
Понять – это отодвинуть в сторону свои ожидания и требования. Прочувствовать и увидеть то, что прокурор стремится уничтожить. Принять – это дать чему-то право на существование и прекратить осуждать. И только тогда можно простить себя или другого.
Понять, принять и простить друг друга – это вернуть себе настоящее и будущее, а значит, и право жить дальше.