Текст: Елизавета ЕНДРО
Музыка ночных клубов и лязг холодной стали, откровенная сексуальность и сдержанное целомудрие — что же могло быть общего у одних из известнейших женщин в истории — Айседоры Дункан и Жанны д’Арк?
У них была страсть — одна из древнейших движущих сил человечества. Это внутреннее состояние роднит их между собой, позволяет льду и пламени кружиться в одном танце. Разница лишь в том, что танец — это страсть тела, а религия — страсть духа.
Обратимся же к истоку нашего сравнения. Ожегов подсказывает, что «страсть — это сильное, стойкое, доминирующее над другими чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи». Обе женщины были увлечены, поглощены своими идеями и благодаря тому, что полностью отдали себя воле страсти, стали известными и изменили историю.
Айседора Дункан (Дора Энджела Дункан) родилась в 1877 г., и ее молодость пришлась на период времени, когда женщине не отводилось никакой роли в жизни общества. В 13 лет она бросила школу, занятия в которой считала бесполезными и скучными, и полностью отдалась танцам. А еще через пять лет она уехала в большой американский город Чикаго, чтобы добиться успеха и славы на ниве искусства.
Так умерла Дора Энджела Дункан, девочка из бедного района Сан-Франциско, и родилась Айседора Дункан, звезда, родоначальница современной школы танцев, «гениальная босоножка» и укротительница мужских сердец. Ее манера танцевать (стиль свободного танца) стала модной и ведущей во многих культурных столицах Европы, включая Санкт-Петербург.
ее последними словами, сказанными
незадолго до трагической смерти, были:
«Прощайте, друзья! Я иду к славе»
Однако она не только преследовала цель достижения славы и своего собственного раскрепощения и побега от бедности, но и стремилась к свободе самовыражения для всех женщин своей эпохи: «Если мое искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Айседора буквально стала символом начала XX в. и встала во главе первой волны сексуальной и общественной революции в умах современного человечества.
Будучи натурой страстной, Айседора отдалась всецело своему делу, так и не связав себя крепкими брачными узами, но при этом растила несколько своих и приемных детей. Спустя столетие ее имя стало одним из символов эмансипации и свидетельством того, что женщина способна изменить что угодно в своей жизни и в жизни целых стран, если только захочет.
Умерла великая танцовщица не менее символично, чем жила. Когда Айседоре было около двух лет, в доме ее семьи случился пожар, и с тех пор языки пламени ассоциировались у нее с жизнью и смертью.
Она часто любила выступать на сцене с огромным красным шелковым шарфом, вплетая его легкие движения в свои страстные полутеатральные выступления (что, кстати, особенно нравилось только зародившемуся СССР, так как красный цвет там олицетворял Революцию, поэтому выступления сексуальной дивы были востребованы и партией). Шарф то сплетался в узлы, то нежно распутывался вновь, то прикрывал изгибы тела, то открывал их зрителям…
В 1927 г. в Ницце был завязан последний узел: Дункан отправилась на автомобильную прогулку, обвязав вокруг шеи свой излюбленный алый шарф. Как только машина тронулась с места, концы шарфа попали в ось колеса, шарф стремительно затянулся и задушил ее. Утверждается, что ее последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, были: «Прощайте, друзья! Я иду к славе».
Жанна д’Арк родилась в 1412 г., и то был период еще более сурового отношения к женщинам — Средние века. Весенним днем 6 марта 1429 г. семнадцатилетняя Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей.
Неслабый ход для простой крестьянки, не правда ли? Как ни странно, ее не подняли на смех, а словам поверили. А всё потому, что в ее глазах читалась страсть — страсть к Богу и своему делу — и безукоризненная вера в короля и Францию.
Жанна, хрупкая деревенская девушка, обладала несравненным интеллектом, живым и проницательным умом, военным гением и глобальным видением политики, которое оставляло далеко позади всех чиновников тех времен. Эта девушка проявила себя блестящим стратегом и превзошла всех увенчанных лаврами военных, за плечами которых были десятки, а то и сотни сражений. На поле боя она часто говорила солдатам: «Вы постарайтесь, а уж Бог постарается», «Чтобы Бог даровал победу, солдаты должны сражаться».
И Жанна сражалась — в мужском платье, с обстриженными волосами и многочисленными ранами. Она смогла провести будущего короля на еще захваченную территорию, практически в одиночку разбив врага. Жанна, простая девушка из Лотарингии, стерла все воспоминания о незаконном рождении Карла, о пережитых страной унижениях и о коронации английских монархов королями Франции. Отныне Карл VII стал помазанником Божьим, истинным властителем государства. А тот факт, что Жанна «вручила» ему престол самолично, придал событию божественного символизма.
Французская пастушка смогла держать в своей руке не только посох, но и меч, короновала короля и придала Франции сил в войне. Ее блестящая доблесть ничуть не померкла и после заключения, пыток, несправедливого суда, смертного приговора и чудовищной казни. 30 мая 1431 г. ее заживо сожгли на рыночной площади Руана. За ношение мужской одежды после обещания французскому суду не делать этого. Так страна отплатила героине, когда та стала более не нужной для написания великой истории.
Кипрский философ Зенон писал, что «страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе». Но если бы не страсть, если бы не люди, слившиеся со своими идеями в единое целое, наш мир выглядел бы совсем иначе.